Задача завершения технической реконструкции народного хозяйства, ставшая перед страной в 30-е годы, потребовала изменения темпов и масштабов подготовки высококвалифицированных кадров. В этот период определились и закрепились на практике основные принципы организации советского инженерного образования, обеспечившие глубокое изучение будущими специалистами достижений науки и техники, а также производственного опыта. К началу 30-х годов в МИСИ уже сформировался профессорско-преподавательский состав, работали известные ученые в области строительства, увеличился контингент студентов, успешно велась научно-исследовательская работа. В первое время в институте были те же факультеты, что и в Учебно-строительном комбинате: строительный, водоснабжения и канализации, отопления и вентиляции. В 1930 г. создается гидротехнический факультет, который первоначально назывался гидросиловым, и факультет промышленного транспорта, который просуществовал до 1952 года.
Одним из первых шагов в реорганизации высшей школы явилась передача высших технических учебных заведений в ведение хозяйственных органов. С 1933 г. МИСИ находился в ведении Народного комиссариата Тяжелой промышленности СССР, а в 1939 г. институт переходит в подчинение Народного комиссариата по строительству. В мае 1934 г Президиум Комитета по высшему образованию утвердил МИСИ в числе опорных вузов (опорные вузы являлись научно-исследовательской и экспериментальной базой комитета).
Благодаря грандиозной программе строительства, общему трудовому подъему, характерному для того периода развития страны, энтузиазму и настойчивости основателей института, таких выдающихся ученых в области строительства и архитектуры как академик: В.Н.Образцов, А.В.Щусев, Л.А.Веснин, В.А.Веснин, И.Г.Александров и др., руководство страны оказывало большую помощь МИСИ, и он быстро развивался. Усилиями первого директора МИСИ проф. З.Н Шишкина и всего профессорско-преподавательского состава были сформулированы принципы высшего строительного образования, заложены крупные научные школы, принесшие славу отечественной строительной науке.
К 1933 году в институте обучалось более 5 тысяч студентов, профессорско-преподавательский состав насчитывал около 600 человек. С учетом развития строительного комплекса страны менялось и лицо вуза. На смену строителю-производственнику пришел инженер широкого профиля. В 30-е годы в МИСИ работают прекрасные педагоги и ученые с мировым именем. Сегодня мы с глубоким уважением вспоминаем их: Н.Н.Абрамов, В.3.Власов, А.В.Волженский, И.Н.Гениев, М.М.Гришин, Ф.Ф.Губин, Н.Н.Джунковский, А.И.Добряков, Н.Г.Домбровский, М.Н.Каменев, П.Л.Пастернак, И.М.Рабинович, К.В.Сахновский, Л.А.Серк, И.Е.Скрябин, Е.Ф.Страментов, Н.С.Стрелецкий, Н.А.Цытович, М.М.Щеголев и др. Под их руководством и при их активном участии были написаны первые отечественные учебники по всем строительным дисциплинам, организованы крупные научно-исследовательские лаборатории, при специальных кафедрах успешно работала аспирантура. Научные школы, у истоков которых стояли эти выдающиеся ученые, внесли огромный вклад в развитие строительной науки, техники и технологии, они по праву получили широкую известность и мировое признание.
Профессорско-преподавательский состав МИСИ периода 1939 – 1940 гг.
С 1934 по 1941 гг. ректором МИСИ был И.С.Зеньков. В МИСИ пришел в 1934 г., имея за плечами большой жизненный опыт: батрак, рабочий, матрос, член партии большевиков с 1916 года. Окончил рабфак и Московский институт железнодорожного транспорта, повышал квалификацию в США, затем занимал ответственный пост в МПС. Когда ему поручили возглавить МИСИ, в институте было 52 профессора, а уже через год - 73, количество доцентов за первые два года его руководства почти удвоилось - с 90 до 170 человек. Именно при Зенькове И. С. в МИСИ стали работать известные ученые: П.Л.Пастернак, Н.И.Безухов, Г.Г.Карлсен, И.М.Рабинович, С.Н.Строганов, С.С.Давыдов, К.Н.Горский, Н.Ф.Дубинский и др. Так, например, проф. Строганов С.Н. имел звание заслуженного деятеля науки и техники, десятки его работ были переведены на иностранные языки. Под его руководством в Москве работали все объекты по очистке сточных вод. С именем проф. Карлсена связано создание науки об инженерных деревянных конструкциях. Проф. Рабинович И.М. руководил кафедрой строительной механики, которая считалась одной из крупнейших не только в МИСИ, но и в стране. Рабинович Исаак Моисеевич (1886-1977 гг) - известный ученый в области строительной механики, член корреспондент АН СССР (1946), генерал-майор-инженер, Герой Социалистического труда (1966 г.), автор трудов по динамике и прочности сооружений.
На кафедре графики работал проф. Горский К.Н. (1854). В 1934 г коллектив института отметил его 80-летие и 50-летие научно-педагогической деятельности, он являлся старейшим профессором МИСИ. В 1881 г. блестяще окончил Академию художеств, затем обучался за границей, преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, в МВТУ, в Строгановском училище и с 1921 г - профессор кафедры графики Московского практического строительного института. Как художник К. Н. Горский неоднократно участвовал в художественных выставках в СССР, Франции, Германии, Англии.
Так год за годом росла квалификация профессорско-преподавательского состава, шел процесс совершенствования структуры института.
В 1933 г. в институте насчитывалось 44 кафедры. В 1934 г. создаются межфакультетские кафедры геологии, инженерной педагогики, в 1935 г. - кафедры машиноведения и теплотехники, организации и эксплуатации промышленного транспорта, гидротехнических исследований. Обшественно-экономический цикл дисциплин был представлен кафедрами: политической экономии, диамата, ленинизма, конкретной экономики, основ педагогического процесса, теории советского хозяйства, марксистской теории техники. Забегая вперед, надо сказать, что в 1939 г, в связи с реорганизацией преподавания общественных наук в вузе была создана единая кафедра марксизма-ленинизма.
Важное значение для дальнейшего роста квалификации преподавателей имело присвоение ученых степеней и званий. Постановлением Совнаркома СССР от 13 января 1934 г. были установлены ученые степени кандидата и доктора наук и ученые звания ассистента, доцента, профессора.
В 1935 г. правительство приняло постановление “Об увековечивании памяти В. В. Куйбышева”. Имя его было присвоено Московскому инженерно-строительному институту и это не случайно.
Валериан Владимирович Куйбышев
Куйбышев Валериан Владимирович (1888-1935 гг.) - видный политический и государственный деятель, участник революции 1905-1907 гг. Октябрьской революции 1917 г., гражданской войны. В 1920 г. - член президиума ВЦСПС, руководитель экономического отдела. С мая 1921 г. - член президиума ВСНХ и начальник Главэлектростроя, руководил практическим осуществлением плана ГОЭЛРО, при непосредственном участии В.В. Куйбышева возводятся первенцы этого грандиозного плана: Шатурская, Волховская, Каширская и др. электростанции. С 1926 г. - председатель ВСНХ, с 1930 г. - председатель Госплана СССР. Активно боролся за экономические преобразования в стране, принимал участие в составлении планов первой и второй пятилеток, когда сооружались гиганты социалистической индустрии и вся страна представляла собой огромную строительную площадку. За годы своей хозяйственной деятельности В.В. Куйбышев посетил множество строек во всех уголках необъятной страны. Умер В. В. Куйбышев в возрасте 46 лет в своем рабочем кабинете, последний документ, который он подписал за несколько минут до этого - постановление о развитие материально-технической базы всесоюзной пионерской здравницы “Артек”. Имя В. В. Куйбышева наш институт носил до 1993 года.
В 1938 г. был разработан и утвержден на совещании общеинститутского актива совместно с советом Устав института на основе типового, утвержденного СНК СССР 5 сентября 1938 года. В этом документе были сформулированы основные задачи организации учебного процесса и идейно-политического воспитания студентов и преподавателей.
Процесс укрупнения вузов, начавшийся в 30-е годы и продолжавшийся в 40-е и 50-е годы, позволил консолидировать в них крупнейших ученых, основателей многих научных школ, признанных не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, в МИСИ в этот период работали выдающиеся ученые в области теории расчета сооружений - члены-корреспонденты АН СССР, Герои Социалистического Труда Н.С.Стрелецкий, И.М.Рабинович, член-корреспондент АН СССР В.З.Власов; в области архитектуры - профессора Л.А.Серк, В.Д.Цветаев, А.В.Самойлов; в области теории строительного дела, строительных материалов, железобетонных, каменных, деревянных конструкций, оснований и фундаментов - профессора А.И.Добряков, Б.Г.Скрамтаев, Н.А.Попов, С.С.Давыдов, П.Л.Пастернак, Л.И.Онищик, Г.Г.Карлсен, Н.Н.Богословский, член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда Н.А.Цытович; в области теплоснабжения, вентиляции, водоснабжения, водоотведения - профессора З.Н.Шишкин, П.Н.Каменев, М.М.Щеголев и др.
Основы современных подходов к охране окружающей среды строительными методами были заложены в работах профессора Я.А.Карелина, научную школу инженеров-гидротехников возглавили профессора М.М.Гришин, Ф.Ф.Губин, Н.Н.Джунковский и др.
Одной из особенностей предвоенного периода можно считать возможность руководства крупными учеными несколькими кафедрами в разных вузах. Например, профессор С.С.Давыдов одновременно заведовал кафедрами железобетонных и каменных конструкций в МИСИ и МИИТе, что в определенной степени способствовало быстрому росту педагогических и научных кадров.
Накануне Великой Отечественной войны МИСИ был самым крупным из всех строительных вузов России. На шести его факультетах обучалось 1672 студента. К началу 1941 года профессорско-преподавательский состав насчитывал 219 человек, в том числе 51 профессор, 103 доцента, 65 преподавателей и ассистентов. За счет объединения одних кафедр и упразднения других в МИСИ в начале 40-х годов действовало 37 кафедр, 31 из них возглавляли профессора, доктора технических наук. В 1940-41 гг. в аспирантуре МИСИ обучалось 75 человек, по количеству аспирантов наш институт не уступал ведущим университетам. Руководил аспирантурой проф. Серк Л.А. С 1935 по 1941 г 49 аспирантов успешно защитили кандидатские диссертации.
Коллектив института оперативно отзывался на все новое, что появлялось в жизни страны. По итогам Всесоюзного соревнования строительных вузов МИСИ трижды - в 1933, 1936 и 1937 гг. занимал первое место. Внутри самого института все предвоенные годы соревновались между собой факультеты, кафедры, студенческие группы. Победители награждались переходящим Красным знаменем, денежными премиями, ценными подарками.
Жизнь студентов МИСИ в предвоенные годы была интересна и разнообразна, большое место в ней отводилось спорту. В 1934 г. на комплексной спартакиаде вузов Москвы МИСИ занял первое место по боксу, теннису, баскетболу и волейболу. С 1934 по 1940 г. спортсмены МИСИ успешно участвовали в 60-ти соревнованиях - союзных, городских, республиканских, межвузовских по различным видам спорта, занимая призовые места. В спортивном активе института к 1940 году - 8 мастеров спорта, 16 перворазрядников, около ста человек, занявших в том или ином соревновании почетные вторые и третьи места, В институте работали секции легкой атлетики, гимнастики, баскетбола, волейбола, тенниса, бокса, плавания и др., в которых в 1940 г занималось более 700 человек, т.е. почти 44 процента студентов.
В эти годы военная кафедра развернула оборонно-массовую работу: это и стрелковая подготовка, и прыжки с парашютом, конные тренировки, работа радистов-коротковолновиков и т.д.
В 1933 г. в МИСИ был открыт студенческий клуб, при котором работало 5 кружков: хоровой, драматический, духовой, струнный, оркестровый. Во время зимних каникул проводились культпоходы в театры, музеи и выставочные залы столицы.
В 1934 г в МИСИ открылся университет культуры, цель которого - содействовать общему культурному росту будущих инженеров-строителей. Срок обучения в университете составлял 4 года. Здесь читались лекции по русской и западноевропейской литературе, музыке, архитектуре, живописи, по философии, истории театра и т.д.
Знаменательным событием в жизни института была организация многотиражной газеты "Строитель", первый номер которой вышел 1 октября 1930 года под редакцией М.И.Калискина. Газета выходила тиражом 2 тысячи экземпляров. Это был собственный печатный орган, открытый для всех кафедр, факультетов, общественных организаций, студентов и преподавателей. Появилась возможность обмена опытом, обнародования достижений того или иного подразделения вуза, обсуждения наболевших проблем и трудностей, критики недостатков в работе и т.д. Все это было весьма ценно для института, поэтому вузовская многотиражка “Строитель” (в последствии "За строительные кадры", позднее "Строительные кадры") пользовалась неизменным интересом и любовью читателей.
В 30-е годы мисийцы принимают активное участие в разного рода субботниках и воскресниках. Особенно часто наши студенты работали на строительстве Московского метро. Так в 1934 г. каждый студент и преподаватель должен был отработать безвозмездно один день в течение месяца.
Таким образом, в предвоенные годы МИСИ сформировался как крупнейший инженерно-строительный вуз страны. Накануне Великой Отечественной войны на шести факультетах нашего института обучалось 1672 студента. К этому времени вуз дал стране почти 5400 квалифицированных инженеров-строителей, внес весомый вклад в теорию и практику строительства.
Составлено по материалам книги
" Московский государственный строительный университет: история и современность"